От палеолита до Уфы.

Древнейшие городища.

История Уфы официально начинается в 1574 году. Именно эта дата значится в летописи города. А люди жили здесь за много тысяч лет до появления современных домов и улиц. История города уходит в далёкое прошлое, во времена палеолита.

Древнейшие городища, остатки древних укрепленных поселений на территории сегодняшней Уфы относятся к эпохам мезолита, VI-V тысячелетия до нашей эры. Самый древний период представлен палеолитическим местонахождением на левом берегу реки Белой у деревни Горнова. Поселения эпохи мезолита представлены – Ильмурзинской стоянками, рядом с Затоном у деревни Миловка, на правом берегу реки Уфы напротив деревни Дудкино, у старицы реки Белой около деревни Романовка. Неолит- Нагаевской стоянкой и Турбаслинскими курганами.
Анализ полученных на территории памятника материалов свидетельствует, что  речь идёт о двух не связанных между собой объектах. Первый объект — раннесредневековое Городище Уфа II, существовавшее в IV—VIII вв. и возможно и в IX в. Второй объект — поселение в домонгольское и золотоордынское время (XII—XIV вв.), когда основная часть площадки городища была давно заброшена, а обжитая часть представляла собой небольшое поселение, возможно, сезонное .
Свидетели той поры-инструменты из камня и бронзы, оружие, глиняные черепки.

Уфа и древний город Паскерти.

В 1367 году на карте братьев Пицигани присутствовал город Паскерти  (Франциск и Доминик Пиццигани (итал. Pizzigani)  — венецианские картографы XIV века. В 1367 году они подробно описали географический справочник-портулан. Он охватывает не только запад, но и восток Европы. Для итальянских карт XIV века было редкостью.

Каталонский атлас Авраама Крескеса 1375 года.

И 1375 году в Каталонском атласе в междуречье Яика и Камы, около реки Белой был обозначен город Паскерти.

Карта Герарда Меркатора 1554 год

На карте Герарда Меркатора 1554 года также нанесён город Паскерти.  (Герард Меркатор родился 5 марта 1512 года в городе Рюпельмонде (современная Бельгия). Известны две карты Меркатора: одна принадлежит самому знаменитому картографу Герарду Меркатору и датируется 1569 г.. Вторая издана его сыном Рудольфом в 1595 г., который опирался на авторитет отца.). Карта Европы Герарда Меркатора 1554-1596 года с указанием города Паскерти предположительно на месте современной Уфы.

 Анри Кордье (Анри Кордье (фр. Henri Cordier; 8 августа 1849, Новый Орлеан, — 16 марта 1925, Париж) — французский востоковед и синолог, библиограф.) связывает положение города Паскерти на карте с местонахождением современной Уфы.

Башкирские племена во времена Золотой Орды.

Выдающийся арабский автор XIV века Ибн Хальдун мусульманский философ, историк, социальный мыслитель. (Абу Зейд Абдуррахма́н ибн Мухаммад аль-Ха́драми, более известный как Ибн Хальду́н или Ибн Халду́н (араб. ابن خلدون‎; 27 мая 1332,Тунис-17 марта 1406,Каир; 732—808 гг. хиджры) — (Его полное имя: Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили. Родился в 1332 году в Тунисе.) в числе крупнейших городов Золотой Орды (Золотая Орда была основана в 1243 г. ханом Батыем. Ее первоначальной столицей был построенный в 1254 г. г.Сарай-Бату на Волге. Превращение Золотой Орды в самостоятельное государство произошло при третьем хане Менгу-Тимуре (1266 — 1282 гг.)) называл город Башгирд (Башкорт). Западно-европейские картографы XIV—XVI веков помещали его в районе устья реки Уфы.

В конце ХV – первой половине ХVI века башкирские племена, находились под властью сразу трех государственных образований:  Ногайской Орды, Казанского ханства и Сибирского ханства.

Ногайская Орда или  Мангытский юрт. Основной народностью в составе Орды были мангыты – многочисленное и сильное татарское племя. Кочевое государственное образование, территориально располагалось между Уралом и Волгой. В XIV-XVI веках оно охватывало местность Западного Казахстана.).

Казанского ханства (татарское государство в Среднем Поволжье в середине 15 – середине 16 вв. Столица – город Казань. Офи­циально именовалось в татарских источниках также Булгарским вилаятом, а в русских – Казанским царст­вом. Сформировалось из эмиратов Приказанья (по реке Казанка) и Предкамья Булгарского улуса Золотой Орды. Являясь крупным и экономически развитым государством. Играло важную роль в политико-экономической истории Восточной Европы и этносоциальной истории Волго-Уральского регио­на.)

В конце 15-го века в результате распада Золотой Орды в Западной Сибири образовалось Сибирское Ханство. Тюркоязычное феодальное государство с элементами патриархально-клановых отношений и полувоенным строем. В XVI веке на территории Уфы располагалась зимняя ставка башкирского наместника правителя Ногайской Орды.

Монумент Дружбы народов  был заложен на месте первого Уфимского кремля в честь 400-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. Строительство монумента продолжалось с 1957 по 1965 годы.

Вхождение Башкирии в состав Русского государства.

После взятия Казани, башкиры стали одними из первых бывших казанских подданных, кто откликнулся на грамоты, разосланные Иваном Грозным «чтобы шли к государю, а их государь пожалует». Как гласят древние башкирские шежере представители трех юрматинских родов «ходили в Казань, где преклонили головы белому царю». «Когда невыносимы стали несчастья и угнетения, отсутствие справедливости и многочисленные поборы, которые одни башкиры испытывали от Бурсай-хана, другие – от этого ногайского мурзы или его бия Актуша, мы схватили Бурсай-хана и его Актуша и доставили их хану России Ивану Васильевичу».

Башкирские шежере — своеобразные письменные памятники XVI— XIX, а иногда и более ранних веков. Слово «шежере» означает «родословная» или «родословие». Однако такой перевод не исчерпывает того значения, которое термин «шежере» имеет в действительности. Если одни шежере действительно являются только родословными, то другие включают сведения, приближающие их к летописям. Однако уже в период господства патриархально-родовых отношений шежере стали перерастать свое первоначальное назначение. Передаваясь от отцов к детям и внукам, родословные постепенно стали сопровождаться рассказами о событиях, которые происходили при жизни, того или иного родового вождя — бия. Из поколения в поколение шежере стали превращаться в своеобразную неписанную историю рода или племени. В этой истории находили отражение и представления данного рода о своем происхождении и события, связанные с межплеменной борьбой, и генеалогии родоплеменной знати и т. д. Шежере многих родоплеменных групп башкир стали слишком громоздкими. Чтобы удержаться целиком, без искажений в памяти отдельных людей, их стали записывать в XV—XVI вв.. Более точно определить время превращения шежере в письменные документы пока невозможно.

Первыми добровольно приняли подданство московского царя западные башкирские племена, входившие ранее в Казанское ханство. Их примеру последовали юго-восточные башкиры. В последующие два года – табынцы и их соседи, башкиры кудейского племени. Так к 1557 году фактически завершилось добровольное вхождение основной части Башкирии в состав Русского государства.

Начало строительства города Уфы.

⁠ В 1557 году башкиры обратились к Ивану IV с челобитьем о строительстве на их земле города. Чтобы им положенный на них ясак, платить было льготнее, и от неприятелей иметь им здесь убежище и защиту».

В шежере башкир племени юрматы говорится: «Трудно было возить ясак в город Казань, который был далеко: у великого царя просили построить город на своей земле».О чем шежере юго-восточных башкир рассказывает так: «Башкирцы стали просить царя, чтобы… дозволено было на их земле построить город». «Замечательно, – писал в 1883 году знаток истории края профессор М.В. Лоссиевский, – что хроника эта прямо показывает подданство башкир добровольным и что самый город Уфа построен по их же просьбе, … и что все это решалось собранием целого народа на общем сходе». 

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона даёт определение. Ясак — на языке монгольских и тюркских племен обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью. Перешло слово ясак в русский язык со времени завоевания Сибири. Ясак вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и др. пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьезную статью отпускной торговли.

В 1574 году, в день Святой Троицы, на правом берегу реки Белой Волошки ( Ак-Идели) (В XVI—XVII веках в русской исторической и географической литературе зафиксирована форма Белая Воложка. Воложками называли протоки-рукава Волги, а также иногда и небольшие ее притоки. В самом названии «Белая Воложка» никакой особой загадки, нет. Оно является всего лишь калькой-переводом башкирского Ак-Идель (Агидель) — Белая река. Башкиры, живущие на ее берегах, также называли реку Белой.) высадился отряд московских стрельцов под предводительством боярина Ивана Нагого. Которого считают строителем Уфы в период со второй половины XVI века.

Долгое время ему приписывалось основание города Уфы. Это утверждение основывалось на народной легенде, но без сохранения деталей. Впрочем, историческое обоснование для этого было. В 1574 году московское правительство направило для сооружения города Уфы воеводу Ивана Нагого и сына боярского Голубцова с отрядом стрельцов. В конце концов, первым уфимским воеводой был признан Михаил Александрович Нагой. Это подтверждают и разрядные книги того времени. Русский военный и государственный деятель, боярин (с 1605).

На горе Туратау («гора-крепость») была поставлена Троицкая церковь,  дальше – первые избы и хозяйственные постройки. Место под строительство крепости было выбрано очень удачно. С севера на юг протекала речка Сутолока, защищая поселение с востока, напротив вздымался крутой подъем, а река Белая представляла для степняков естественную преграду. Центром поселения стала  крепость – срубленный из дуба острог, который местные жители прозвали «Иман-кала», или  «Дубовый город». Башкиры не только принимали  непосредственное участие в возведении крепости, но и оказывали большую материальную поддержку. В одном из шежере говорится, что Уфа «построена на деньги самих башкир». Первоначально крепость носила одноименное с горой название Туратау, но спустя время установилось название Уфа (по одной из версий, слово происходит от древнетюркского «уба» – «холм, гористая местность»).